Мы ужe дeлaли пoпытку изучить Akenori NX01, нo oнa oкaзaлaсь нeудaчнoй. Дeлo в тoм, чтo прeдoстaвлeнный для тeстирoвaния oбрaзeц oкaзaлся «сырым» инжeнeрным сэмплoм. Спрaвeдливoсти рaди, этoт фaкт — вoвсe нe пригoвoр. Знaчитeльнaя чaсть прeдoстaвляeмoй нa тeст тexники — прeдпрoдaжныe oбрaзцы, нo oснoвнaя функциoнaльнoсть, кoтoрaя зaдумывaлaсь для гaджeтa, в тaкиx сэмплax присутствуeт. Кaк прaвилo. Нo этoт случaй — исключeниe, из-зa кoтoрoгo тeстирoвaниe пришлoсь oтлoжить нa дoлгиe двa гoдa, пoкa к нaм наконец-то не поступило по-настоящему работоспособное устройство, полностью функциональное и с доработанным программным обеспечением.
Характеристики и комплект поставки
Устройство
Производитель
Akenori
Модель
NX01
Тип
автомобильный видеорегистратор
Гарантия
1 год
Общие характеристики
Экран
нет
Управление
3 кнопки + ПО для смартфона
Тип крепления
стационарное, к лобовому стеклу на двусторонней липучке
Разъёмы
Mini-USB, Mini-HDMI
Носитель информации
microSD/SDHC (заявлено до 32 ГБ, но при тестировании использовалась карта 64 ГБ exFAT)
Аккумулятор
200 мА·ч, литий-полимерный
Диапазон рабочих температур
от 0 до +60°С
Габариты, масса
100×76×38 мм, 117 г
Установка даты и времени
синхронизация со смартфоном
Отключение экрана
нет
Автостарт при включении
есть
Задержка перед выключением
есть, 5 секунд
Обновление ПО
с помощью ПО для смартфона
Видеорегистратор
Количество камер
1
Объектив
F2,0, угол обзора 83° по горизонтали
Датчик изображения
½,8″ Sony IMX222, 2,43 Мп
Процессор
Ambarella iOne i180
G-датчик
выкл., минимальная, средняя, максимальная
Режимы
1920×1080 30p, 1280×720 30p, 720×480 30p
Качество
низкое, нормальное, хорошее (макс. 12 Мбит/с)
Экспозамер
не управляется
Экспокоррекция
не управляется
WDR/HDR
нет
Устранение мерцания
не управляется
Фрагментация
1 мин., 3 мин., 5 мин.
Кодек и контейнер
H.264, MP4
Детектор движения
нет
LDWS
заявлен
FCWS
заявлен
Информация на видеозаписи
Дата и время
да
Координаты GPS
да
Скорость
нет
Номер машины
нет
Топонимы
нет
Карта
нет
GPS
Чипсет
SkyLab SKM52M
База данных по радарам
есть
Карты
нет
Результаты тестов и измерений
Время работы от аккумулятора
автоматическое выключение при отключении питания
Длина шнура питания
к адаптеру — 2,3 м; для стационарного монтажа — 4,5 м
Цены и предложения
Средняя цена
Розничные предложения
Регистратор с аксессуарами упакован в прочную коробку с откидывающейся крышкой на удобных магнитных фиксаторах.
Внутри коробки находится регистратор и многочисленные аксессуары, которые упакованы в отдельные контейнеры с тканевыми «хвостиками» для их извлечения. Список содержимого включает следующие позиции:
- видеорегистратор Akenori NX01
- автомобильный адаптер питания от прикуривателя 12/24 V с двумя USB-портами
- карта памяти microSD емкостью 16 ГБ с адаптером на SD
- кабель USB—Mini-USB для адаптера питания от прикуривателя
- кабель для стационарного монтажа (включает в себя адаптер питания)
- салфетка для очистки стекла объектива
- краткое руководство по установке
- две крепежных площадки на лобовое стекло с запасным набором липучек
Вполне внушительный набор. Особенно радует наличие карты памяти — редкий производитель удосуживается проявлять такую заботу. Правда, в итоге возрастает конечная стоимость продукта.
Первое знакомство
Конструкция
Корпус сложной формы изготовлен из прочного шероховатого пластика, отдельные элементы надежно стянуты болтами. Камера находится в шаровом блоке, который может менять положение по двум осям — наклон вниз-вверх и поворот вправо-влево.
Кстати, этот дизайн… Ничего не напоминает?
Да, промышленный дизайнер, придумавший одежку для регистратора, несомненно является поклонником известной фантастической саги. Но одним только внешним видом дело не ограничивается. Регистратор еще и «разговаривает» характерным металлическим басом Дарта Вейдера (в скором времени ожидается обновление прошивки, в которой появится громкая профессионально-дикторская озвучка).
На левой боковой грани корпуса находится резиновая заглушка, под которой прячутся служебные разъемы и интерфейсы. На правой грани находится решетка динамика и плотно привинченная крышка непонятного назначения.
Разъемы состоят из порта HDMI и слота для карты памяти. Здесь же, под резиновой заглушкой, имеется утопленная кнопка принудительной перезагрузки устройства. А вот расшифровать спрятанное под дверцей на болтике — сложнее. Что-то технологическое для сервисного обслуживания, видимо.
На тыльной стороне регистратора расположен «главный» разъем — порт Mini-USB, через него устройство получает питание. Чуть ниже находится винт-барашек, с помощью которого шаровый блок камеры надежно фиксируется в выбранном положении.
Нижняя сторона регистратора конструктивно представляет собой шлем Дарта Вейдера единую вентиляционную решетку, под которой находится цельная пластина из металлического сплава. Выглядит как довольно серьезная система пассивного охлаждения — неужели электронные компоненты настолько горячие, что потребовалось сооружать эффективный теплоотвод? Мы обязательно изучим этот вопрос, но чуть позже.
В центре этой панели находятся три кнопки: принудительное включение/выключение аппарата, включение/выключение Wi-Fi-адаптера и кнопка активации аварийной видеозаписи. Такая видеозапись сохраняется в особую папку на карте памяти и не будет стерта в процессе обычной записи по кругу.
Две прилагаемых крепежных площадки отличаются углом наклона. Первая — плоская — предназначена для установки регистратора на лобовых стеклах большегрузов, джипов, автобусов и т. д. Вторая опора предназначена для лобовых стекол легковых автомобилей, наклон которых близок к горизонтали.
Оба прилагаемых кабеля имеют плоское сечение, длина первого кабеля, предназначенного для питания от адаптера прикуривателя, составляет 2,3 метра, а второй кабель, необходимый для стационарного монтажа, имеет длину 4,5 метра.
Адаптер прикуривателя Akenori работает от бортовой сети 12 или 24 вольта и дает необходимый для регистратора ток, при этом позволяя запитать еще одно устройство — смартфон, к примеру. Прилагаемая карта памяти емкостью 16 ГБ поддерживает требуемую скорость записи. Правда, такого объема хватит ненадолго: если запись ведется с максимальными настройками, то имеющееся 16-гигабайтное хранилище заполнится за два-три часа поездки. После этого запись не прекратится, она продолжится, но будет вестись за счет места, освобождаемого старыми записями, которые будут удаляться.
По большому счету, в штатном режиме регистратор не требует никаких активных действий со стороны пользователя: при подаче питания прибор автоматически включается и начинает запись, а при выключении двигателя (исчезновении тока в прикуривателе или бортовой сети) — соответственно, останавливает запись и выключается.
Крепление
Треугольные рамки-основания, которые приклеиваются к лобовому стеклу, изготовлены из мягкого пластика. Пластик этот без труда гнется, что облегчает процесс последующего демонтажа крепления. Сам же регистратор без труда вставляется в этот треугольник и надежно удерживается в пазах.
Такой способ крепления позволяет устранить сразу две проблемы, которые преследуют все автомобильные регистраторы традиционной конструкции.
Первая проблема — тряска. Чтобы видеозапись не представляла собой сплошное трясущееся желе, крепление на присоске или липучке должно обладать особой прочностью, иметь как можно меньше сочленений. Здесь же по сути вообще нет никаких креплений! Закрепленный в посадочной площадке регистратор составляет единое целое с лобовым стеклом, а значит, и с кузовом автомобиля.
Вторая проблема — паразитные засветки и блики, падающие на открытый объектив «стандартных» регистраторов. В нашем случае бликам и засветкам просто неоткуда взяться: объектив окружен бортами корпуса, как своеобразной блендой. Впрочем, если солнце или фары светят навстречу — тут уже не спасет никакая бленда, и засветка так или иначе появится в кадре при любой конструкции камеры.
Устанавливать регистратор рекомендуется как можно выше, за зеркалом заднего вида. При этом нельзя забывать, что камера должна находиться в той зоне стекла, которая очищается «дворниками».
Установленный регистратор непросто заметить снаружи. В сравнении с ним обычный регистратор выдает себя гораздо ярче. Но даже если и заметишь нечто геометрическое, приклеенное к стеклу изнутри, то опознать в этом «нечте» видеорегистратор будет не так-то просто. Скорее всего, это какая-то парковочная система или радар.
Ну, а если вы все же беспокоитесь за сохранность автомобиля и не желаете его вскрытия хулиганами, мечтающими завладеть необычным гаджетом — достаточно одного движения руки, регистратор легко снимается с крепления.
Управление, программное обеспечение
Подключение видеорегистратора к ПК по USB приводит к появлению в системе внешнего накопителя с именем iOne (напомним, так называется процессор, под управлением которого работает ПО регистратора — это довольно «пожилая» однокристальная система Ambarella iOne i180).
Этот накопитель показывает наличие двух «дисков», однако подключиться к ним нельзя. Вероятно, это одна из недоработок, найденная в предпродажном сэмпле, но которая так и не была устранена. Вывод: получить записи и другие материалы, хранящиеся на карте памяти, можно, только изъяв из регистратора эту карту. Либо можно воспользоваться мобильным приложением и Wi-Fi-связью с устройством.
Отсутствие в регистраторе дисплея компенсируется простым и быстрым методом соединения с любым мобильным устройством, работающим на Android или iOS. В процессе соединения не участвуют никакие Bluetooth- или NFC-адаптеры, все это лишнее. Достаточно простейшего смартфона или планшета с установленным фирменным приложением.
Нажатие на корпусе регистратора средней кнопки включает встроенный адаптер Wi-Fi, после чего в смартфоне следует отыскать беспроводную точку с именем AkinoriNX01, подключиться к ней через «общепринятый» пароль 12345678 и, наконец, запустить приложение. Теперь можно не только видеть живую трансляцию с регистратора, но и управлять его настройками.
Это мобильное приложение нетрудно отыскать в Google Play (для Android) или в App Store (для iOS) по имени «Akenori». После установки на смартфон или планшет приложение будет иметь название NX-01 Client. К данному приложению ранее предъявлялась значительная часть претензий, теперь же эта программа доработана и лишена многочисленных «глюков». Настройки программы позволяют изменить параметры видеозаписи, длительность записываемых сегментов и т. д.
Работа с архивом заключается в возможности просмотра роликов, имеющихся на карте памяти. Во встроенном файловом браузере отображаются миниатюры этих роликов, что помогает ориентироваться при поиске нужного материала. К сожалению, прямое воспроизведение роликов при удаленном подключении невозможно — для того, чтобы просмотреть какое-то видеособытие, записанное регистратором, нужно прежде скачать на смартфон выбранный ролик и лишь теперь он будет доступен для использования. Причем скачивать разрешается ролики по одному — пакетной загрузки не предусмотрено. Не очень-то удобный способ, ведь загрузка на смартфон одного минутного ролика объемом 90 мегабайт занимает почти минуту. А если ролик был выбран не тот, который требовался, то придется повторить попытку, что снова займет минуту.
Список файлов с возможностью их удаления, показан процесс загрузки выбранного файла на смартфон Просмотр загруженного на смартфон файла производится в плеере по умолчанию
HDMI порт регистратора постоянно транслирует видеопоток, это происходит даже если ведется параллельная трансляция по Wi-Fi на мобильное устройство. Размер кадра транслируемого по HDMI видео составляет 1280×720 при частоте 60 кадров в секунду. Картинка, передаваемая по HDMI, своим оформлением повторяет Wi-Fi-трансляцию, однако можно видеть, что кадр, передаваемый по проводу, немного урезан сверху и с боков.
Wi-Fi-трансляция (скриншот экрана смартфона) HDMI-трансляция (запись устройства захвата)
В отличие от Wi-Fi-трансляции, при передаче видео по HDMI задержка полностью отсутствует.
Вместе с видеороликами регистратор параллельно записывает на карту памяти одноименные файлы *.gpx, в которых хранится GPS-трек путешествия, относящийся к конкретному видеоролику.
Программное обеспечение для компьютера разработчиком не предусмотрено. Однако, ввиду «открытости» формата записи, видеоролики с регистратора могут быть просмотрены в стороннем ПО, предназначенном для таких целей (например, Registrator Viewer). При этом служебные данные (геопозиционирование и другие), находящиеся в упомянутых выше GPX-файлах, легко считываются такими программами. А следовательно, отображаются без ошибок, как и задумано.
Полевые испытания
После подачи питания регистратор включается и начинает запись далеко не сразу. Проходит почти минута, которая требуется для загрузки встроенного ПО и старта записи. Признаться, мы впервые видим автомобильный регистратор со столь долгим включением. Ведь за эту минуту, прошедшую с момента поворота ключа в замке зажигания, водитель может совершить целое путешествие. По всей видимости, такой регистратор разумнее использовать на транспортных средствах, питание в которых выключается крайне редко. Например, в такси или общественном транспорте, на грузовых перевозках с большими расстояниями и т. д.
Впрочем, если учесть, что внутри регистратора стоит такая же операционная система, как на вашем смартфоне — то долгая загрузка устройства уже не вызывает большого удивления.
При отключении питания запись длится еще пять секунд за счет встроенного аккумулятора, после чего аппарат прекращает запись и выключается.
Во время длительной работы корпус регистратора ощутимо нагревается. Ниже приведены тепловизионные снимки прибора, сделанные после одного часа работы регистратора с включенным Wi-Fi-адаптером в комнатных условиях при температуре 25 °C.
Как видим, некоторые участки корпуса регистратора нагреваются до 56 °C. Похожий нагрев дают только нынешние 4K-видеокамеры или смартфоны в режиме видеозаписи. Но откуда такой нагрев в скромненьком на сегодняшний день Full HD регистраторе? Это объясняется просто — видавшая виды платформа. Напомним, система на чипе Ambarella iOne i180, которая управляет регистратором, была анонсирована 8 лет назад. А такой срок в сфере современной электроники — это практически целое поколение, а то и два. Соответственно, платформа эта довольно энергозатратная. Нашему регистратору для работы требуется хороший адаптер питания, который дает как минимум 1 А. Но только честный ампер, а не тот, который указан на корпусах дешевых адаптеров. Во время обычной записи наш регистратор потребляет 0,6 A, но стоит только активировать в нем Wi-Fi-адаптер, как потребление возрастает до 0,95 A. И если ваш адаптер дает меньше необходимого, регистратор просто выключится.
Рассматриваемый аппарат оснащен технологиями LDWS (система предупреждения о сходе с полосы) и FCWS (система предупреждения о лобовом столкновении), также имеется база данных с координатами камер-радаров. За время тестирования мы не услышали от регистратора оповещений, которые можно отнести к предупреждениям о сходе с полосы. Зато две другие технологии проявляли себя постоянно. И даже довольно назойливо. Например, система предупреждения о лобовом столкновении регулярно напоминает двойным зуммером о наличии автомобиля по курсу движения. А для предупреждения о наличии впереди стационарной камеры аппарат использует голосовую запись. К сожалению, на английском языке. Но смысл фразы понять несложно: в следующем ролике регистратор предупреждает о наличии по пути следования стационарной камеры, которая отслеживает нарушителей ограничения в 60 км/ч.
Датчик удара, имеющий трехступенчатую настройку чувствительности, включает «тревогу» на небольшой тряске даже при средних настройках. В следующем ролике можно слышать, как регистратор произнес »Emergency recording» после того, как автомобиль миновал незначительную по местным меркам ямку. При этом текущий ролик, который записывался в данный момент, был перемещен в особую защищенную папку Emergency.
Таким образом, если дорожное покрытие в вашем регионе оставляет желать лучшего (если оно вообще имеется), то во избежание ложных срабатываний датчика его чувствительность следует понизить до минимума.
Анализ работы видеорегистратора
Видео
Видео, записываемое регистратором, сжато кодеком AVC (H.264). Параметры сжатия зависят от выбранного размера кадра и уровня качества. Эти параметры приведены в следующей таблице.
Режим
Качество
Хорошее
Нормальное
Низкое
FHD
1920×1080 30p, 12 Мбит/с
1920×1080 30p, 8 Мбит/с
1920×1080 30p, 4 Мбит/с
HD
1280×720 30p, 5 Мбит/с
1280×720 30p, 3,5 Мбит/с
1280×720 30p, 1,7 Мбит/с
SD
720×480 30p, 2 Мбит/с
720×480 30p, 1,3 Мбит/с
720×480 30p, 0,7 Мбит/с
Сразу скажем: такого битрейта будет достаточно для качественного сжатия Full HD-картинки лишь при том условии, что кодированием занимается современный и продвинутый аппаратный кодек. Учитывая, что электронная платформа нашего регистратора в свое время считалась достаточно продвинутой, можно ожидать неплохое качество сжатия, но лишь при условии использования максимального битрейта (впрочем, небольшие артефакты так или иначе появятся в случаях, когда кадр переполнен движением, светом и цветом).
Оценить характер картинки, закодированной при разных уровнях битрейта, можно простым способом. Достаточно трижды провести съемку одной и той же сцены, меняя в регистраторе предустановки качества. Разумеется, съемка эта должна производиться в движении. Теперь нетрудно сравнить качество сжатия, взяв для этого наиболее характерные участки кадра.
12 Мбит/с 8 Мбит/с 4 Мбит/с
Невооруженным глазом наблюдается падение качества сжатия в разы вместе со снижением уровня битрейта. Отметим, что в максимальном качестве артефакты в кадре тоже присутствуют — они выражаются в некоторой пикселизации мелких объектов (в данном случае листвы).
Заодно нужно отметить отсутствие в кадре геометрических искажений, и это несмотря на широкоугольную оптику. Благодарить за такую правильную геометрию кадра нужно объектив американской компании Sunex.
Но регистратор — это не видеокамера. Красоты природы и видовые фильмы снимать им никто не собирается. Единственная его задача — по возможности запечатлеть нарушителя либо обстановку в какой-то критически важный момент. Таким образом, главное для регистратора — это разрешающая способность. В максимальном Full HD-режиме она достигает 900 ТВ-линий по горизонтали. Это неплохой результат для недорогих гаджетов, снимающих видео.
Такая разрешающая способность дает возможность достаточно уверенно фиксировать номера автомобилей, находящихся на расстоянии до 10 метров. Правда, в дело может вмешаться один упоминавшийся фактор — встречная засветка. Ниже приводятся стоп-кадры, по которым можно оценить фактическую разрешающую способность камеры регистратора. Для большей беспристрастности взяты кадры, снятые на одной дороге в одном и том же месте, но при разных условиях освещенности: в солнечную погоду (встречная засветка) и в пасмурную.
Кстати, в используемом программном обеспечении имеется функция компенсации засветки номерных знаков со светоотражающим покрытием, она не имеет никаких настроек, поскольку «зашита» в параметры сенсора. Похоже на тщательную адаптацию устройства специально для России, а также тех стран, где используются номера со светоотражающим фоном.
Значимый положительный факт: записывая 1, 3 или 5-минутные фрагменты, регистратор не допускает появления разрывов и пауз между концом одного файла и началом следующего. Вот так выглядят два видеоролика на таймлинии видеоредактора, составленные встык. Можно видеть отсутствие пауз или разрывов, это же касается и аудиодорожки.
Данная положительная особенность дает гарантию того, что какой-то ключевой момент или событие не пропадут в записи, не потеряются на стыке файлов.
Наш излюбленный тест — съемка в дневное и ночное время — дает возможность сравнить характер и детализацию картинки одного и того же участка дороги. Съемка эта делается, само собой, на ходу и при одинаковой скорости.
День Ночь День Ночь
Благодаря этим стоп-кадрам можно видеть, что при нехватке освещенности камера регистратора удлиняет выдержку, что приводит к значительному смазу. Это нельзя считать недостатком — именно так ведут себя практически все камеры с микроскопической оптикой.
Звук
Звук во всех видеозаписях сжат кодеком AAC с битрейтом 128 Кбит/с, в записи имеется два канала, хотя сама запись, конечно же, монофоническая. Качество звука для регистратора можно назвать удовлетворительным, однако удручает постоянная «хрипотца» в аудиозаписи. Высокочувствительный (−44 дБ) микрофон не любит резких громких звуков, особенно низкочастотных, эти звуки в записи превращаются в помехи, скрип. Кстати, удары колес по кочкам, да и езда по обычному негладкому асфальту также являются источниками низких частот, к которым водитель привык, но регистратор думает иначе. А если в автомобиле включить музыку погромче, да с солидными низкими частотами, то вместо звука в записи мы услышим вот это (снизьте уровень звука, в записи опасно громкие перегрузки):
Таким образом, микрофон в регистраторе достаточно чувствителен, чтобы записать все происходящее независимо от направления к источнику, но не любит низкочастотные звуки.
Фото
Фотоснимок можно сделать только одним способом: нажав на соответствующую кнопку-иконку в мобильном приложении. Впрочем, ценность фотоснимков не столь уж велика, ведь это обычные стоп-кадры из видео, которое и без того записывается регистратором.
Выводы
Рассмотренный автомобильный видеорегистратор мог бы считаться революционным в начале этого десятилетия благодаря чувствительной и быстрой матрице Sony, а также встроенному адаптеру Wi-Fi, обновляемым базам радар-камер, детектору-анализатору встречного трафика, G-датчику. Сейчас же, пожалуй, кроме оригинального форм-фактора и встроенного видеовыхода, других ярких отличительных особенностей у аппарата нет. Впрочем, будем справедливы: качество видеозаписей, которые создает регистратор, можно назвать более чем приличным на сегодняшний день.
После того, как мы изучили все особенности регистратора, можно суммировать их, разделив на положительные и отрицательные. Из минусов стоит отметить такие факторы, как долгий процесс включения и необходимость скачивания роликов для их просмотра. Положительными сторонами регистратора являются богатая комплектация, уникальная конструкция, предупреждающая боковые засветки и освобождающая обзор с места водителя, наличие видеовыхода, хорошая чувствительность и неплохая разрешающая способность, приличная даже в сравнении с современными Full HD-аппаратами аналогичного форм-фактора.