Каких клиентов лучше избегать копирайтеру

Eкaтeринa Чeрнeцкaя, студeнткa курсa «Кoпирaйтинг: пишeм прoфeссиoнaльнo» нaписaлa стaтью для блoгa «Нeтoлoгии», в кoтoрoй рассказала как вести себя копирайтеру на переговорах и как определить ненадежного клиента.

Переговоры не всегда проходят гладко: исполнитель может нервничать, заказчик — «давить» на неопытного копирайтера.

Раньше я боялась переговоров. Но на курсе «Копирайтинга» меня научили правильно общаться с заказчиком, и это помогло почувствовать уверенность в себе.

Общаемся с заказчиком

Вот некоторые тонкости, которые следует соблюдать, чтобы переговоры прошли продуктивно:

1. Обязательно общайтесь с заказчиком лично. Разговаривайте только с тем, кто будет принимать статью.

Иначе может получиться так: вы поговорили с Ириной, проектным менеджером. Она чётко обрисовала задачу. Вы пишете статью. И вдруг после сдачи статьи появляется некий Аркадий. Выясняется, что он исполнительный директор и все статьи проходят через него. И понимание задачи у него с Ириной и с вами, расходится. Вам приходится всё начинать с нуля.

2. Записывайте. Не полагайтесь на свою память — заведите себе специальный блокнот или запишите разговор по Skype c помощью программы для записи звонков Skype. Кстати, это поможет вам не только при работе над текстом. Если заказчик вдруг откажется от своих слов, у вас будет доказательство — запись. Это крайние меры, но в работе бывает всякое.

Чтобы было удобнее работать, запись разговора можно расшифровать. К сожалению, автоматической программы для перевода речи в текст не существует, но есть программы, которые помогут сделать этот процесс более легким и быстрым. Например, RSplayer и AIMP.

3. Задавайте открытые вопросы. Так вы узнаете больше информации.

4. Меньше говорите, больше слушайте. Не стоит заводить разговоры о себе, своей семье и, тем более других клиентах. Информацию должны получать вы, а не заказчик.

5. Не предлагайте сразу решений и не соглашайтесь выполнять проект, пока не обдумаете все в спокойной обстановке. Так вы сможете реально оценить свои силы.

Лично общайтесь с заказчиком статьи. Всё записывайте и задавайте открытые вопросы. Слушайте и не предлагайте решений сразу же — обдумайте всё в спокойной обстановке.

Анализируем переговоры

Но иногда переговоры проходят не так, как вы запланировали.

Вот «тревожные звонки», которые должны вас насторожить при общении с заказчиком:

1. Если заказчик сам не понимает что ему нужно. Статья — это лишь инструмент. Клиент должен понимать задачу: для чего и почему нужен именно текст. Например:

Вегетарианское кафе разработало новое меню для фрукторианцев. Задача: написать статью для сайта о нововведениях. Заказчик считает, что это привлечет новых клиентов.

Неопытный копирайтер возьмется за работу и напишет статью. А после публикации получит претензии от заказчика: почему не увеличилось количество посетителей?

Компетентный копирайтер подумает о том, что никто не читает обстоятельные статьи на сайтах кафе. Посетителю в данном случае нужна визуальная информация: фотографии блюд, цены, описание состава.

Если вы видите, что статья не поможет решить задачу клиента, то не стоит за нее браться. Лучше объясните клиенту, как лучше было бы сделать и почему. Поверьте, если это хороший клиент — он это оценит, если же он «не ваш», то от вас не убудет лишний раз подтвердить свой профессионализм.

2. Если заказчик говорит, что у него нет времени/сил/возможности обсудить задачу. Реальная задача может отличаться от того, что клиент представил в ТЗ. Это выясняется только в процессе личной беседы.

3. Если от вас «скрывают» главного — того, кто будет принимать статью. Так часто поступают агентства. В такой ситуации у вас не будет возможности собрать материал для статьи либо есть возможность неправильно понять задачу, а обсуждение через третьи руки может превратиться в «испорченный телефон».

4. Если сразу требуют, чтобы вы назвали цену. Цена обсуждается после составления ключевого документа — «Понимания задачи». В нем указывается вся имеющаяся информация о клиенте, о поставленной задаче, расписаны сроки и риски в том случае, если работа пойдет не так, как запланировано. После составления такого документа можно оценить размер и сложность заказа.

5. Когда заказчик не может предоставить материал для статьи и говорит:

— Посмотри в интернете!

Ваша задача — не слепое копирование, а написание уникального текста. Если вы не внесете дополнительной пользы в этот текст, то не стоит за него и браться.

Если заказчик не понимает, что ему нужно, не может предоставить материал для статьи и сразу просит озвучить цену — это повод насторожиться.

Итог

Конечно, в стрессовой ситуации эти советы могут вылететь из головы. Запомните главное:

1. Общайтесь только с заказчиком статьи.

2. Документируйте каждый разговор с заказчиком.

3. Не торопитесь принимать решение.

Не бойтесь сказать «нет», если вас что-то насторожило на переговорах. Лучше отказаться от проекта, чем получить плохую статью и недовольного клиента.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.