Роскосмос участвует в создании «ворот в дальний космос»

ТПК «Сoюз ТМA-М» в сoстaвe МКС.

Рoскoсмoс стaнoвится пoлнoпрaвным учaстникoм прoeктa. Привнeся свoи тexнoлoгии, Рoссия мoжeт сoздaть oт oднoгo дo трех космических модулей станции. Возможны и другие способы участия, в частности — использование наших транспортных систем для доставки на станцию грузов. Участие в проекте могут принять и другие страны.

Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что уже известны сроки первых запусков в рамках проекта: «Мы договорились, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024–2026 годах».

И уже в 2018 году должен быть определен технический облик и участие каждой страны в проекте окололунной станции. А в 2023 году США планируют запустить на орбиту Луны свой корабль Orion вместе с двигательно-энергетическим модулем, который будет обеспечивать станцию энергией в 40 киловатт, вырабатываемой солнечными панелями. Позднее, в 2024 и 2025 годах, к кораблю пристыкуют два жилых модуля. Российский шлюзовой модуль для выхода в открытый космос будет создан на основе модулей «Пирс» и «Узловой», используемых сейчас на МКС. Но он будет спроектирован под новые унифицированные стандарты — по напряжению в электросети и интерфейсам систем. В российском плане-графике его запуск стоит в 2026 году.

Для полноценного сотрудничества по новой станции стороны должны прийти к общим стандартам. Поэтому партнеры договорились разработать международные технические стандарты, которые будут использоваться в дальнейшем и другими странами, присоединяющимися к проекту. Роскосмос и NASA уже пришли к взаимопониманию по стандартам стыковочного узла будущей станции. С учетом серьезного отечественного опыта по разработке стыковочных узлов, эти элементы лунной станции будут созданы на основе российских разработок — так же, как и стандарты систем жизнеобеспечения. И эти стандарты помогут в дальнейшем при создании новой космической техники и будут способствовать привлечению в проект большего числа партнеров.

Главная роль в создании шлюзового модуля Deep Space Gateway для выходов в открытый космос и разработки международного стандарта стыковочного узла принадлежит одному из головных предприятий Роскосмоса — РКК «Энергия», которое является одним из самых компетентных в мире разработчиков ракетно-космической техники — ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций и их модулей. Колоссальный опыт РКК «Энергия» в разработке и модернизации пилотируемых и грузовых кораблей станет основой для унификации будущей станции.

РКК «Энергия» сейчас разрабатывает и производит новый пилотируемый транспортный космический корабль «Федерация», который в специальном оснащении (его масса вырастет до 20 тонн) станет частью российской лунной программы. Впрочем, это не исключает возможность использования «Федерации» и в программах нового российско-американского проекта.

Роскосмос уверен, что сотрудничество по Deep Space Gateway может развиваться и принимать разные формы. Исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев считает, что в перспективе возможен вклад и других российских технологий в лунную орбитальную станцию: «Пока речь идет об участии России в создании шлюзового модуля. Но в дальнейшем возможно также и использование нашей транспортной системы — ракет-носителей и космических кораблей, участие российских автоматических аппаратов серии «Луна» в выборе мест высадки человека на поверхность».

По словам Крикалева, наряду с американской ракетой SLS при отправке на лунную орбиту могут быть задействованы проверенная РН «Протон-М», а также новая «Ангара-А5М». Если первый отечественный носитель давно и хорошо известен российским и иностранным потребителям пусковых услуг, то с «Ангарой» мировому рынку еще предстоит познакомиться. Ее разработкой занимается ГКНПЦ им. Хруничева. Ракета создается на базе прототипа — «Ангары-А5», но с максимальным сохранением основных конструкторских решений, путем реализации доработок, значительно повышающих технико-экономические характеристики. В ней будут применены новые универсальные ракетные модули (УРМ-1М) с модернизированным двигателем — РД-191М. Эта ракета-носитель также может быть использована для доставки шлюзового модуля на лунную станцию в 2026 году.

Да, новый масштабный проект — это новые расходы, и партнеры по Deep Space Gateway сходятся в общем мнении: устремляясь к Луне, при этом уходить с низкой околоземной орбиты нецелесообразно. МКС дает много полезной информации, поэтому все больше стран заинтересованы в работе на орбите Земли.

— Исследования на низкой околоземной орбите должны продолжаться, — согласен Сергей Крикалев. — У нас есть международная лаборатория, где продолжаются работы и исследования, мы получаем новые данные. В нынешнем виде станция просуществует до 2024 года. Но и потом она должна продолжить существование. Будет ли это один свободнолетающий модуль, посещаемый или постоянно обитаемый — это обсуждается, — говорит представитель Роскосмоса.

Роскосмос системно меняет ракетно-космическую отрасль, используются новые подходы, современные принципы управления, улучшается качество продукции, появляются первые проекты государственно-частного партнерства. Госкорпорация занимается коммерциализацией — в том числе и коммерческими экспериментами на МКС. Космос должен служить людям — здесь и сейчас. И сотрудничество в создании новый лунной станции — это реальный стимул и уникальные возможности для отечественных предприятий. Очевидно, необходимо идти вперед, удешевлять доступ в космос, создавать системы с длительным сроком эксплуатации и минимальным обслуживанием и делать космос доступнее и безопаснее. Тогда «ворота в дальний космос» будут всегда открыты.

СПРАВКА: Станция будет располагаться на высокоэллиптической лунной орбите с высотой в апогее 70 тыс. километров от Луны. На первом этапе обсуждались разные варианты, в том числе строительство станции на низкой окололунной орбите. И было выбрано то, что предоставляет больше вариантов исследования дальнего космоса, сохраняя возможность высадки людей на поверхность Луны. Длительность экспедиций может составить от 30 до 360 суток, а полеты к станции будут проводиться раз в год.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.